Check point, или новая точка отсчета в принципах организации энергосбытовой деятельности

Приложение Энергосбытовой бизнес. Приложение ЭР , 2008 год

    Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.
    Чарлз Кеттеринг

    Сегодня вспоминаются обсуждения в профессиональной среде вопросов о реальной стоимости энергосбытовых компаний, о различных методиках оценки, предназначенных для собственников, об огромном количестве факторов, с помощью которых экспертное мнение, что называется, притягивалось за уши для обоснования доводов в пользу принятия решения о продаже или покупке актива.
    Сбытовой бизнес - это постоянный диалог между региональным регулятором и собственником компании, собственником и менеджментом, менеджментом и клиентами. Отсутствие такого диалога ведет к краху любых начинаний. Успех энергосбытовой деятельности зависит также от людей, от команды, а поскольку кадровый вопрос во все времена был одним из самых острых, человеческий фактор является причиной постоянного пребывания энергосбытового бизнеса в зоне риска.

    Управляемо то, что измеряемо, или препятствия на пути формирования единого механизма оценки конкурентоспособности ЭСК
    Приобретение компании закономерно сопряжено с первостепенной задачей организации контроля ее финансово-хозяйственной деятельности. Между тем сам по себе контроль основных производственно-экономических параметров не гарантирует возможности правильной оценки качества бизнес-процесса, выраженной в объективных сопоставимых показателях его стоимости.
    Нехватка официальной общедоступной информации по количеству точек учета для различных групп потребителей, данных о величине НВВ и о фактическом объеме затрат на обслуживание той или иной группы потребителей не позволяет рассчитать коэффициент, который сможет стать мерилом конкурентного преимущества энергосбытовой компании по сравнению с прочими.
    Формирование методики вычисления средней величины затрат на содержание клиентской базы (с учетом фактической структуры клиентской базы, влияющей с повышающим или понижающим коэффициентом на модельную величину НВВ) должно помочь в разработке и мониторинге того комплекса мероприятий, который позволяет снижать реальные затраты на осуществление энергосбытовой деятельности относительно так называемых оптимальных среднерыночных затрат. Сопоставление фактической стоимости обслуживания клиентской базы на территории ответственности гарантирующего поставщика - с "модельной", среднерыночной стоимостью - актуально для повышения эффективности уп-равления активами.
    Энергосбытовой бизнес до сих пор остается царством "общего подхода" к бухгалтерскому учету с весьма опосредованной организацией процесса разнесения фактических затрат по филиалам и определения затрат на обслуживание конкретных групп потребителей. Кроме того, невысокий уровень биллинг-технологий в настоящее время позволяет реализовать преимущественно единственную функ-цию - выставление счетов. Уже одни только эти обстоятельства негативно сказываются на налаживании качественного управленческого учета и на формировании новой, объективной методики оценки конкурентоспособности энергосбытовой компании в соответствии с принципами проведения конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика.
    В связи со спецификой энерго-сбытового бизнеса чуть ли не основной задачей менеджмента сейчас является максимальное завышение значения НВВ относительно планового - пусть даже путем манипуляций с балансом электроэнергии или мощности, - а затем доблестное его оприходование по соответствующим затратным статьям: ведь надо успеть оприходовать НВВ в текущем году.
    Налицо отсутствие мотивации у гарантирующих поставщиков к снижению стоимости обслуживания клиента, поскольку без изменения конкурентных механизмов на розничном рынке энергии данная ситуация меняться не будет, и система ценообразования "затраты плюс" при формировании НВВ энергосбытовых компаний останется прежней.
    Кстати, сами конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика в существующем виде, на мой взгляд, однозначно тупиковая ветвь развития розничного рынка. Пока они похожи, скорее, на банальное перераспределение уже распределенных активов, и ощутимым результатом их проведения будут разве что коррупционные скандалы.
    Единственным здравым саморегулирующимся механизмом формирования стимулов снижения стоимости обслуживания клиентов и повышения качества может и должен стать такой способ организации торговли на розничном рынке, как биржа, работа которой будет обусловлена новыми правилами конкурентного розничного рынка электроэнергии.
    Проблема отсутствия единых критериев, общепринятой оценочной шкалы является системной для электроэнергетики и в каждом сегменте энергетического бизнеса неизбежно порождает целый ряд специфических рисков. Конкретно в сбытой сфере можно обнаружить следующие причинно-следственные связи: