Время расставить приоритеты

Журнал ЭнергоРынок, 2007 год

    Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
    Екатерина Великая

    У специалистов, долгое время работающих на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), выражение "конкуренция на рынках энергии в России" вызывает смешанные чувства. Конкуренция на оптовом рынке - конкуренция генераторов, где базовым активом является стоимость выработки электроэнергии, обусловленная режимом загрузки станции (теплофикационная, конденсационная), видом топлива и т. п. Механизм ценообразования предполагает замыкание цены рынка на уровне предельных (маржинальных) издержек - по ценовой заявке самого "дорогого" генератора, выработка которого необходима для покрытия заявленного потребления. Оптовый рынок - пространство, в рамках которого происходит ценообразование согласно правилам, позволяющим большинству генераторов окупать переменные затраты, а не пространство соревнующихся друг с другом субъектов рынка путем выстраивания сложных торговых стратегий. Казалось бы, предыдущему мнению можно легко возразить: а как в таком случае объяснить функционирование на оптовом рынке и роль "частичных" участников и множества конкурентных энергосбытовых компаний, активно предлагающих свои услуги потребителям розничного рынка энергии?
    Осознание наивности данного возражения может прийти при более детальном рассмотрении структуры клиентской базы потребителей, обслуживаемых той или иной энергосбытовой компанией. Крупные холдинги завершают вертикальную интеграцию бизнеса созданием "кэптивной" энергосбытовой компании, целью которой является вывод крупных объектов потребления электроэнергии на оптовый рынок. Это есть не конкуренция в чистом виде, а лишь своевременно принятое политическое решение, которому не может помешать даже известное противодействие гарантирующего поставщика. В рамках данной статьи мы попытаемся разделить понятия конкурентного ценообразования и конкурентного рынка, сформулировав концепцию создания конкурентного розничного рынка энергии в условиях существующей нормативно-правовой базы.
    Итак, что же нового привнесли правила розничного рынка энергии? Механизм трансляции цены на электроэнергию с оптового рынка на розничный (динамика предельной нерегулируемой цены определяется изменением цены на рынке "на сутки вперед") позволяет минимизировать риск возникновения кассовых разрывов. Однако данный механизм не является стимулом для развития конкуренции между энергосбытовыми компаниями. Таким образом, при отсутствии динамичной конкуренции на розничном рынке энергии энергосбытовые компании не будут заинтересованы в снижении затрат и повышении уровня обслуживания клиента (customer service).
    В связи с тем, что выход потребителя на оптовый рынок в качестве "частичного" участника в большинстве случаев носит характер политического решения, принятого или продиктованного собственнику или наемному управляющему, гарантирующий поставщик практически не имеет конкурентных рычагов влияния на его изменение, т. к. скован действующим тарифно-балансовым решением. Конкуренция на розничном рынке представлена конкурсом на статус гарантирующего поставщика (решение уполномоченных органов о праве того или иного хозяйствующего субъекта получить такой статус на определенной территории).
    Во время проведения конкурса гарантирующий поставщик единовременно способен потерять до 25% своей клиентской базы, что не способствует повышению рейтинга инвестиционной привлекательности энергосбытовых компаний. Выделение из АО-энерго энергосбытовых компаний предполагает выгодную продажу данного актива потенциальному собственнику, намеренному качественно развивать бизнес. Таким образом, в условиях отсутствия конкурентного механизма расширения рынка и сохранения клиентской базы гарантирующий поставщик - это актив, развитие которого в рамках старой компании (старой команды) часто не представляется возможным. Данное обстоятельство будет способствовать построению стратегии эффективного энергосбытового бизнеса в рамках конкурентной энергосбытовой компании, постепенно поглощающей клиентскую базу купленного ею гарантирующего поставщика, с последующим расформированием приобретенного актива. Такой сценарий, по нашему мнению, является наиболее реалистичным в связи с большим количеством проблем, с которыми столкнется инвестор при попытке реструктуризовать бизнес гарантирующего поставщика.
    Проведение конкурса на статус гарантирующего поставщика, учитывая существенное влияние уполномоченных органов, может превратиться в весьма политизированный процесс, опосредованно связанный с аукционом заявленных энергосбытовых надбавок. Процесс конкурентной борьбы на оптовом и розничном рынках в его нынешнем виде дает неоднозначное понимание рыночного механизма, являющегося фундаментом организации отношений субъектов рынка. Конкуренция на оптовом рынке в силу объективных процессов выстраивания крупными игроками вертикально интегрированных холдингов не может являться той моделью, в которую можно встроить новую концепцию конкурентного поведения (конкурентного ценообразования на оптовом рынке более чем достаточно).
    Все конкурентные механизмы необходимо реализовывать на розничном рынке энергии, т. к. это позволит сформировать модель конкурентного пространства, в условиях которого любой потребитель может быть "подхвачен" гарантирующим поставщиком с другой территории, уменьшив величину сбытовой надбавки в рамках предельной нерегулируемой цены, рассчитываемой в границах субъекта Российской Федерации и одной ГТП (потребления).
    Для того чтобы представить, каким образом может функционировать конкурентный розничный рынок, необходимо разобраться, из чего складывается эффективность деятельности энергосбытовой компании (рис. 1). Здесь существует определенный парадокс: обеспечение нормы чистой прибыли является неотъемлемой частью принятия тарифно-балансового решения, однако сокращение компанией величины затрат приводит не к увеличению показателя чистой прибыли, а к изменению тарифов. Только в результате введения методики индексирования тарифов, ликвидирующей возможность влияния уполномоченных органов на тарифно-балансовое решение, у энергосбытовых компаний появится существенный стимул к снижению затрат и повышению эффективности бизнеса.
    Система тарифообразования "затраты плюс" не способна стимулировать снижение затрат, т. к. величина оптимизации затрат гарантирующего поставщика может быть перераспределена в сторону сетевой компании, что в условии разделения видов деятельности: "энергосбытовая - конкурентная", "сетевая - государственная" выглядит как наиболее вероятный сценарий.
    После того как произойдет изменение принципов тарифообразования, следует обратить внимание на само понятие "гарантирующий поставщик" и те функции, которые он выполняет на оптовом рынке энергии. Гарантирующий поставщик - субъект оптового рынка, осуществляющий покупку электроэнергии для всех потребителей на территории субъекта Российской Федерации за исключением потребителей, вышедших на оптовый рынок самостоятельно или через конкурентную энергосбытовую компанию. Осуществление покупки электроэнергии на оптовом рынке является, скорее, инфраструктурной функцией (энергосбытовые компании не влияют на формирование цены на оптовом рынке, а всего лишь транслируют желание обслуживаемых ими абонентов потребить тот или иной объем электроэнергии).
    Основой модели конкурентного розничного рынка (рис. 2) является право любого гарантирующего поставщика (1) (ГП1) предложить свои услуги любому потребителю розничного рынка энергии, при условии: